Как проверить исправен ли мотор-компрессор холодильника

Основные узлы: перечень, описание

Каждое устройство участвует в процессе теплообмена. Непрерывная и взаимосвязанная работа устройств требуется для поддержания в камерах холодильника постоянной низкой температуры. Ниже описаны устройства и какую работу они осуществляют.

Мотор-компрессор: назначение и особенности

Это главный узел. Он обеспечивает циркуляцию хладагента в трубопроводе системы теплообмена. В холодильнике может стоять один или два компрессора — это зависит от потребительских свойств и назначения.

Назначение двигателя — привести в движение компрессор. То есть он преобразовывает электроэнергию в возвратно-поступательные движения компрессора. Современные холодильники комплектуются поршневыми мотор-компрессорами. То есть электродвигатель размещён в них внутри корпуса устройства. Это позволяет избежать утечки фреона через уплотнители вала. В результате возможность поломки снижается.

Чтобы снизить вибрации от работы компрессора используется подвеска. Она делится на следующие типы:

  1. Внутреннюю. Двигатель подвешен на специальный демпфер внутри корпуса компрессора.
  2. Внешнюю. Компрессор подвешен на пружине.

Внутренняя подвеска наиболее распространена из-за повышенной возможности поглощения вибраций.

Для чего требуется конденсатор

Это устройство теплообмена. Тепло требуется отводить от фреона, который конденсируется, то есть превращается в жидкость и нагревается. В простых моделях бытовых холодильников конденсатор расположен на задней стенке и представляет собой змеевик.

Если же холодильник имеет большие размеры или промышленное назначение, то в качестве конденсатора служит радиатор. Зачастую он обдувается вентилятором для более эффективной отдачи тепла. Главное для конденсатора — хорошо охлаждаться. Это залог долгой работы холодильника.

Испаритель: обратный принцип

Это тоже устройство теплообмена. Только служит испаритель для охлаждения фреона. В устройстве хладагент закипает и отнимает тепло у среды, которую требуется охладить.

Капиллярная трубка: нормализация давления

Устанавливается между конденсатором и испарителем. Представляет собой медную трубу длиной от 1,5 до 3 метров. Диаметр сечения трубки — около 0,7 мм. Задача устройства — дросселирование жидкого хладагента и понижение его давления до уровня кипения до его попадания в испаритель.

Фильтрация хладагента осушителем

Его устанавливают на входе в капиллярную трубку. Предназначение устройства:

  1. Препятствие засорению капиллярной трубки.
  2. Предотвращение замерзания выхода трубки.
  3. Поглощение влаги, которая накапливается в хладагенте.

Докипатель: оберег компрессора

Это ёмкость между испарителем и компрессором. Требуется для того, чтобы хладагент докипел и не попал в компрессор в жидком состоянии. В противном случае компрессор ждёт гидроудар и выход из строя. Для повышения КПД докипатель ставят в месте, которое требует охлаждения, обычно в морозильной камере.

Как произвести диагностику своими руками?

Нужно знать:

  1. Техника может выйти из строя из-за проблем с внутренней камерой. Холодильник не замораживает или не охлаждается верхний отсек. Но двигатель работает. Проблема в данном случае связана с неполадками в одной или нескольких составных частей системы.
  2. Холодильник произвольно включается и выключается. Иногда он выходит из строя окончательно и не реагирует на подачу электричества или выключение из розетки.

СоветВнимание! Определить неисправность холодильника можно на ранних этапах, если вовремя обращать внимание на характерные для поломки моменты. Важными показателями того, что техника неисправна, считаются:

Важными показателями того, что техника неисправна, считаются:

  • нехарактерные звуки;
  • отклонения в работе;
  • выявленный запах гари;
  • другие детали, которые становятся заметны при осмотре.

Очень часто при неисправностях повреждается механическая часть корпуса, разрушается термоизоляционный слой и смещается температурный режим. На месте повреждения скапливается конденсат, который стекает по технике и замораживает детали. Открыть корпус оборудования при этом не всегда удаётся легко.

Различия инвенторного и линейного компрессоров в холодильниках

Говоря о минусах того или типа компрессорах для холодильников, стоит сказать, что линейный агрегат несколько уступает инверторному ввиду постоянных включений и отключений. В связи с этим система терпит регулярные перенапряжения, а это сказывается на электрической сети и нагрузке на нее. К тому же, большое значение при выборе покупатели обращают на потребление электроэнергии – в линейном типе она выше.

А вот у инверторных агрегатов можно отметить несколько достоинств:

  • Потребление электроэнергии сведено до минимума, чего не сказать о линейном компрессоре;
  • Никакого постороннего навязчивого шума – агрегат работает, не набирая максимальные обороты;
  • Увеличенная продолжительность работы такого оборудования в связи с отсутствием перепадов напряжения и периодического отключения, что не предполагает высокого нагрузки на систему.

Ознакомившись со списком преимуществ инверторных холодильников, нельзя сказать, что линейные системы определенно хуже. Нет, они также имеют свои плюсы, благодаря которым пользуются спросом:

  • Являются экологически чистым оборудованием – для работы применяются охлаждающие вещества с абсолютной безопасностью. Второе название таких холодильников – «зеленые». Их стали так называть в связи с безвредностью для окружающей среды;
  • Линейный компрессор отличается эффективностью использования энергии, его высокая экономичность заслуживает А++ класс по энергопотреблению;
  • Минимальная вибрация и отсутствие шумов во время работы агрегата, а также в случае его включения и отключения. Устройство оснащено опциями тихого старта и остановки.

Инверторные холодильники с таким видом компрессоров очень быстрым темпом стали частью нашей жизни. Но далеко не каждый готов отказаться от линейного устройства, уступающего в стоимости, для наслаждения бесшумной работой агрегата, учитывая, что качество заморозки у обоих типов одинаковое.

При этом, линейные модели не менее долговечны, экологичны и энергоэффективны инверторных. Да и все мы давно привыкли, что работающий на кухне холодильник издает шум и вибрацию – мы на это не обращаем внимания.

сопротивление обмоток мотора холодильника АТЛАНТ

маркировка компрессора Сопротивление рабочей обмотки в Омах Сопротивление пусковой обмотки в Омах
С-К 100Н5 18,94 27,88
С-К 100Н5-02 18,94 27,88
С-К 100Н5-10 17,61 27,88
С-К 120Н5 18,29 21,08
С-К 120Н5-02 18,29 21,08
С-К 140Н5 15,1 20,1
С-К 140Н5-02 15,1 20,1
С-К 160Н5-02 14,74 19,6
С-К 160Н5-1 14,74 19,6
С-К 160Н5-1-02 14,74 19,6
С-К 175Н5-02 14,29 19,08
С-К 175Н5-1 14,29 19,08
С-К 175Н5-1-02 14,29 19,08
С-К 200Н5-02 11,87 17,61
С-К 200Н5-1 11,87 17,61
С-К 200Н5-1-02 11,87 17,61
С-КО 60Н5-02 40,4 63,47
С-КО 75Н5-02 26,4 43,41
С-КО 100Н5-02 27,88 48,94
С-КО 120Н5-02 18,29 21,08
С-КО 140Н5-02 15,1 20,1
С-КО 140Н5-1-02 15,1 20,1
С-КО 160Н5-02 14,74 19,6
С-КО 160Н5-1-02 14,74 19,6
С-КО 175Н5-02 14,29 19,08
С-КО 175Н5-1-02 14,29 19,08
С-КО 200Н5-02 11,87 17,61
С-КО 200Н5-1-02 11,87 17,61
С-КО 200Н5-03 11,87 17,61
С-КН 60Н5-02 23 35
С-КН 80Н5-02 23 35
С-КН 90Н5-02 18,94 27,88
С-КН 110Н5-02 18,29 21,08
С-КН 130Н5-02 18,29 21,08
С-КН 150Н5-02 15,1 20,1
CKHA61H50 43.35 43,25
CKHA68H50 33,41 37,58
CKHA72H50 28,35 34,98
CKHA81H50 28,65 34,47
CKHA96H50 26,33 35,72
CKHA101H50 19 21,2
TLX4 KK.3 61 19
TLX4.8 KK.3 46 22
TLX5.7 KK.3 37 21
TLX6.5 KK.3 30.00 15
TLX7.5 KK.3 29 30
TLX8.7 KK.3 19 13
TLY4 KK.3 48,06 15,69
TLY4.8 KK.3 38,25 17,65
TLY5.7 KK.3 34,33 20,6
TLY6.5 KK.3 2775,00% 24,62
TLY7.5 KK.3 23,24 20,69
TLY8.7 KK.3 17,06 14,42

Почему мотор компрессора в холодильнике выходит из строя

Как любой другой, холодильный мотор-компрессор ломается по четырём основным причинам:

  • Неправильная эксплуатация холодильника. Холодильный шкаф установлен рядом с источником тепла: батареей отопления или плитой, поэтому двигатель перегревается. Повышенная температура может вызвать пробой изоляции обмоток. Если холодильник подключён к сети с большими перепадами напряжениями или тока без стабилизатора, скачки электрических величин могут спровоцировать перегрев изоляции. Длительный перегрев нарушает целостность обмоток и приводит к замыканию или обрыву.
  • Износ двигателя. У мотора есть рабочий ресурс часов. После его выработки производительность падает и ухудшаются изоляционные свойства обмоток. Двигатель теряет мощность, дольше работает без отдыха, из-за чего перегревается. Сопротивление обмоток становится ниже, изоляция греется и трескается. Из-за этого может возникнуть замыкание, обрыв или пробой на корпус.
  • Заводской брак двигателя. Хотя брак редкая причина, но иногда это случается. При сборке изоляцию обмоток, контакты, поршень или клапаны компрессора могут повредить. На тестировании брак не проявится, но при работе холодильника дефекты быстро «вылезут», и технику придётся отдавать в гарантийный ремонт.

Вы проверили мотор холодильника на работоспособность и нашли неисправность? Звоните в «Айс Мэн»! Мастер приедет и установит новый компрессор. Ремонтируем после заявки в течение 24-х часов, даём гарантию 2 года на установленные узлы, запчасти и обслуживание.

Желаем отличной работы вашей технике!

Полярные и неполярные разновидности

Среди огромного количества конденсаторов, выделяют два основных типа: полярные (электролитические), неполярные. Как диэлектрик в этих устройствах применяют бумагу, стекло, воздух.

Особенности полярных конденсаторов

Название «полярные» говорит само за себя — они обладают полярностью и являются электролитическими. При включении их в схему, необходимо точное ее соблюдение — строго «+» к «+», а «-» к «-». Если проигнорировать это правило, работать элемент не только не будет, но может и взорваться. Электролит бывает жидким или твердым.

Читать также: Как можно сделать оружие из дерева

Диэлектриком здесь служит пропитанная электролитом бумага. Емкость элементов колеблется в пределах от 0,1 до 100 тысяч мкФ.

Когда происходит замыкание пластин, выходит тепло. Под его воздействием электролит испаряется, происходит взрыв.

Современные конденсаторы сверху имеют небольшое вдавливание и крестик. Толщина вдавленного участка меньше, чем остальной поверхности крышки. При взрыве его верхняя часть раскрывается наподобие розочки. По этой причине можно наблюдать на торцах корпуса неисправного элемента вспучивание.

Отличия неполярных конденсаторов

Неполярные пленочные элементы имеют диэлектрик в виде стекла, керамики. По сравнению с конденсаторами электролитическими, у них меньший самозаряд (ток утечки). Объясняется это тем, что у керамики сопротивление выше, чем у бумаги.

Все конденсаторы делят на детали общего назначения и специального, которые бывают:

  1. Высоковольтными. Используют в высоковольтных приборах. Их выпускают в различных исполнениях. Существуют керамические, пленочные, масляные, вакуумные ВВ конденсаторы. От обычных деталей они значительно отличаются и доступ к ним ограничен.
  2. Пусковыми. Применяют в электродвигателях для обеспечения их надежной работы. Они повышают стартовый момент двигателя, например, насосной станции или компрессора при запуске.
  3. Импульсными. Предназначены для создания сильного скачка напряжения и его транзакции на принимающую панель прибора.
  4. Дозиметрическими. Созданы для функционирования в цепях, где уровень токовых нагрузок небольшой. У них очень малый саморазряд, высокое сопротивление изоляции. Чаще всего это элементы фторопластовые.
  5. Помехоподавляющими. Они смягчают электромагнитный фон в большой частотной вилке. Характеризуются незначительной собственной индуктивностью, что позволяет поднять резонансную частоту и расширить полосу сдерживаемых частот.

В процентном соотношении самое большое число выходов деталей из рабочего строя приходится на случаи, когда подают напряжение, превышающее нормативное. Ошибки в проектировании также могут стать причиной неисправности.

Если диэлектрик меняет свои свойства, при этом тоже возникает сбой в работе конденсатора. Это происходит, когда он вытекает, высыхает, растрескивается. Емкость при этом сразу меняется. Измерить ее можно только посредством измерительных приборов.

Диагностика компрессора

При сбое в работе компрессора в первую очередь необходимо проверить кабель. Если кабель исправен, то нужно исследовать сам компрессор. Для проверки компрессора нужно:

  1. Снять защитный кожух извлечь компрессор и отсоединить реле.
  2. С помощью тестера проверить сопротивление. Если между верхним и левым контактами сопротивление равно 20 Ом, между правым и верхним – 15 Ом, а между левым и правым – 30 Ом, то компрессор исправен. Если показания сопротивления отличаются от этих значений, то компрессор неисправен.
  3. Проверить сопротивление между проходными контактами и кожухом. Если мультиметр показывает обрыв, то агрегат исправен. Если прибор показывает какое-либо значение, то это говорит о серьезных неисправностях.

Также работу компрессора можно проверить с помощью манометра. Для этого манометр с помощью шланга нужно соединить с нагнетающим штуцером и измерить давление при включенном компрессоре. Если при этом значение давления составляет 6 атмосфер, то компрессор исправен.

Если электродвигатель работает, но необходимая температура в холодильнике не достигается, то причина заключается в утечке фреона. Здесь без помощи квалифицированного специалиста не обойтись.

Как проверить сопротивление?

Перед тем, как проводить самостоятельную диагностику компрессора холодильника, желательно провести проверку на пробой. Это нужно для того, чтобы не получить электротравму (внутренняя обмотка электродвигателя может давать напряжение на корпус). Эта ситуация может произойти с холодильниками старого образца.

Для проверки необходимо измерить сопротивление между корпусом и каждым из контактов. При этом, на корпусе нужно найти место, где отсутствует краска либо краску необходимо соскрести.

При проверке сопротивление на мультиметре должно показывать «бесконечность». Если прибор показывает какое-либо значение, то это говорит о неисправности электродвигателя и дальнейшая диагностика компрессора может иметь опасные последствия. В этом случае нужно действовать следующим образом:

  1. Снять крышку пускового реле.
  2. Отключить пусковое реле.
  3. Проверить сопротивление между контактами с помощью мультиметра или омметра. Сопротивление между контактами проверяется в такой последовательности: между двумя нижними, между нижним и верхним левым, а затем между нижним и верхним правым контактами. Полученные значения сопротивлений необходимо сверить со специальной таблицей, в которой показаны оптимальные значения сопротивлений для данной модели. Следует отметить, что сопротивление пусковой обмотки больше сопротивления рабочей. Хотя, у некоторых зарубежных моделей это не так. Если между какими-либо контактами сопротивление равно 0, то это говорит о неисправности компрессора.

Как проверить ток?

После проверки сопротивления желательно также проверить и ток. Для этого нужно подключить реле и включить в работу электродвигатель. При этом, нужно быть уверенным в исправности данного реле.

Для проверки тока лучше всего использовать мультиметр, имеющий клещи. Клещами нужно зажать один из сетевых проводов. Величина силы тока должна быть прямо пропорциональна мощности электродвигателя. Например, для электродвигателя мощностью 140 Вт сила тока должна быть равна 1,3 А.

Прозвонка компрессоров кондиционеров

Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.

Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.

Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.

Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.

Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.

Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).

В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.

Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).

Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).

Диагностика и возможные причины неисправности компрессора

Среди возможных неполадок и причин сбоя в работе этой части оборудования стоит отметить:

  • Не гудит и не запускается. Существует несколько причин для этого. Возможно разомкнулась цепь реле или напряжение отсутствует, слишком низкое. Тогда требуется проверить указанные показатели. Предохранитель мог перегореть.
  • Гудит, но не запускается. Происходит активизация теплового реле. Необходимо проверить, насколько верно выполнены электрические соединения. Вызвать неполадку может пусковой конденсатор. Отсутствие запуска иногда связано с отсутствием срабатывания пускового реле или с коротким замыканием обмотки двигателя.
  • После запуска не происходит отключения пусковой обмотки. Привести к этому может низкое давление хладагента, неисправность конденсатора. Ошибки при монтаже электроцепи могут привести к подобным последствиям.
  • Работает, но периодически срабатывает тепловое реле. Может быть связано с избыточным током из-за ошибки в электрических соединениях. Низкое напряжение иногда приводит к подобным проблемам.
  • Работает с короткими циклами. Возможно связано с неисправностями теплового поля, или со срабатыванием реле высокого давления. Спровоцировать это может наличие воздуха, недостаток охлаждения.
  • Работает с длинными циклами. Спровоцировать может засорение конденсатора хладагента или обледенение испарителя.

Проверка работоспособности

По каким причинам компрессор перестает работать:

  • Сгорел. Такое случается в результате резкого скачка напряжения и повышенной нагрузки.
  • Сломалось пускозащитное реле.
  • Неисправна проводка.

Чтобы узнать, рабочий прибор или нет, воспользуйтесь мультиметром. Как только вы добрались до мотора, нужно убедиться, что корпус не пробивает, иначе он может ударить током. Чаще всего такое случается в старых холодильниках. Приложите щупы мультиметра к корпусу и каждому контакту поочередно. Если на дисплее показывает «∞» — значит, все в порядке. Если на табло появились цифры, обмотка неисправна.

Чтобы выполнить дальнейшую диагностику, нужно демонтировать кожух и открыть доступ к компрессору. Для этого:

  • Отсоедините проводку от контактов.
  • Перекусите трубки мотора, которые соединяют его с другими частями.

  • Открутите крепежные болты кожуха и достаньте из корпуса.
  • Отсоедините реле, выкрутив винты.

  • Теперь возьмите прибор для проверки и измеряйте сопротивление между контактами.
  • Приложите щупы к правому и левому выходному контакту. В норме сопротивление составит 30 Ом. Правый верхний покажет 15 Ом, а верхний левый — 20 Ом.

Компрессор выдержал проверку, но техника не работает? Значит, приступайте к дальнейшим испытаниям, но не тестером, а манометром.

  • Вам нужно измерить давление.
  • Подсоедините к нагнетающему штуцеру шланг с отводом.
  • Запустите мотор.
  • Измеряйте давление.
  • Показания при исправном приборе должны быть 6 Атм и повышаться. В таком случае нужно быстро отключить манометр, иначе он сломается.
  • Если давление немного не доходит до 6 Атм, такой двигатель может устанавливаться в холодильниках средних размеров. Показания доходят до 4-5 Атм, значит, мотор может использоваться в однокамерных холодильниках. Компрессор с давлением менее 4 Атм — нерабочий.

Проверка на исправность пройдена, но результата нет. Агрегат все также не включается. В таком случае можно установить работоспособность мотора подключением напрямую, без пускового реле.

Выполните подключение двигателя через шнур по схеме:

В крайнем случае проверить, работает ли мотор, можно через реле. Возможно, ток не доходит до прибора.

  • До этого диагностика проводилась без реле, теперь подключите его к мотору.
  • Выполните запуск.
  • Вооружитесь тестером с клещами.
  • Прижмите клещами сетевой провод, который ведет к прибору.
  • Посмотрите на показатели: при мощности 140 Вт ток должен быть 1,3 А. При мощности 120 В — 1,1–1,2 А.

Теперь вы знаете, как проверить мотор-компрессор своими руками. Для убедительности посмотрите видео о диагностике:

https://youtube.com/watch?v=Zb4hVf9rLaY

Демонтаж и «прозвонка» контактов

Инструкция применима для самых распространенных в домашних холодильниках линейных компрессов. Обязательно наличие электрического тестера с возможностью замера сопротивления. Без него вся затея полностью лишена смысла. Также будет нужна паяльная лампа.

Примите к сведению: процесс демонтажа после его начала необратим.

Для демонтажа нужно:

    1. Перекусить кусачками все трубки, соединяющие компрессор (в нижней части холодильника, черного цвета, по форме немного похож на шар) с другими элементами. Начнется быстрый выход взрывоопасного фреона. Нужно надежно перекрыть конфорки плиты, избегать использования электроприборов и открыть по возможности больше окон.2. Через несколько минут можно продолжить работу: отделить остатки трубок при помощи горелки, при этом будут догорать остатки выходящего хладагента. Это уже не опасно. Потом компрессор снимается от основания, для этого откручивают несколько болтов.3. Чтобы открыть доступ к нужным контактам, необходимо отсоединить при помощи отвертки подключенное к компрессору пусковое реле (три штырька, похожие на те, что торчат из обычной электрической вилки, и есть то, что нужно).4. При помощи тестера измеряется сопротивление на двух контактах по принципу «каждый с каждым». Показания должны отличаться от нуля, у нового прибора их сумма составляет примерно 40 Ом.

Возможны три случая повреждения обмоток мотора внутри устройства:

  • обрыв;
  • пробой на конденсатор;
  • замыкание между собой.

Тестер покажет нулевое или огромное сопротивление. Так или иначе, любой из перечисленных вариантов — однозначный повод для замены компрессора.

В компрессор при монтаже вместо старых трубок нужно вставить новые, точно и аккуратно соединить их с остальной системой, а затем спаять их горелкой. Потребуется «подгонка» по длине с помощью кусачек.

Самостоятельно чинить холодильник — непростая задача. Возможно, пройдя все «круги ада», человек, решившийся на это, получит бесценный опыт и даже, возможно, новую профессию или хотя бы увлечение — ремонт бытовой техники своими руками, что само по себе замечательно. Что ж, остается только пожелать удачи.

Из этого видео Вы узнаете, как определить состояние компрессора холодильника с помощью тестера:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РусПро
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: